Innovations and R&D

Innovative development program

In 2013 JSC Lenenergo proceeded with implementation of the innovative development program for 2011-2016, approved by the Board of Directors in 2011 (Minutes of the Board of Directors # 2 of 29.07.2011) and adjusted in 2012 (Minutes # 8 of meeting of the Board of Directors of JSC Lenenergo of 27.08.2012).

In 2013 RUB 2,782.1 mln were spent on innovative activities in the field of power efficiency increase and development of innovative technologies and R&D that is 66% higher than the year before. The main volume of spent funds is the share of innovative activities in the field of power efficiency increase (RUB 2,421.9 mln in 2013).

Trial operation of innovative equipment

In 2013 the Company proceeded with works in the field of trial operation of innovative equipment.

Power transformer 110 kV
with dielectric low-combustible liquid MIDEL

Produced by LLC ABB.
It is planned to installation at substation 110 kV # 369 “Shipbuilding institute”.

EXPECTED RESULT OF INTRODUCTION
Decrease in the level of threat for environment and fire safety increase in city conditions at operation of power transformers 110 kV, increase of power supply reliability of consumers.

Module PASS M0 N
(GIS 110 kV)

Produced by LLC ABB.
Planned installation site: substation 110 kV # 80 “Ust-Slavyanka”.

EXPECTED RESULT OF INTRODUCTION
Reduction of the area for placement of equipment 110 kV, increase of power supply reliability of consumers, decrease in the volume of engineering and construction works on installation of equipment on substation 110 kV.

Microprocessor terminals
of a series BEMP RU

Produced by CJSC ChEAZ (Cheboksary).
Planned installation site: DTS 7935, DTS 1917 pf JSC Lenenergo branch Cable Network.

EXPECTED RESULT OF INTRODUCTION
Increase of power supply reliability of consumers.

Integrated switchgear 10 kV Eltima
in a block and modular building

Produced by CJSC Elektronmash.
Planned installation site: substation 110 kV # 257 “Kronshtadskaya” of JSC Lenenergo branch Gatchina Electric Networks.

EXPECTED RESULT OF INTRODUCTION
Increase of power supply reliability of consumers.

Gas-insulated switches of type
VGP-110-40/3150U1 with a spring drive
and gas-insulated transformers
of current of type TGF-110III

Produced by JSC Electromechanical Plant.
Installation site: substation 110 kV # 484 “Ryabovo” of JSC Lenenergo branch Gatchina Electric Networks.

EXPECTED RESULT OF INTRODUCTION
Increase of power supply reliability of consumers.

R&D

In 2013 JSC Lenenergo went on with implementation of projects in the field of research and development under the program of innovative development. The total amount of R&D financing for the reporting period totaled RUB 40.2 mln (considering payment of accounts payable).

The priority attention was given to such directions as

  • system issues of electric networks development
  • elaboration of secondary equipment of substations, including the means of protection, control, automatic equipment, measurements and monitoring

Priority R&D programs

Method of laser air-scanning of CL 35–110 kV

In Q3 2013 R&D work “Development and application of techniques for assessment of condition of the electronetwork equipment with application of modern tool methods and laser air-scanning for management of assets of JSC Lenenergo branch - Kingisepp electric networks” within the program of innovative development was completed.

The method of laser air-scanning provides estimation of a technical condition and receiving a 3D-model of overhead transmission lines 35–110 kV that essentially reduces time of emergency recovery operations. The Company conducted survey of 118 overhead transmission lines 35–110 kV in the general extent of 1,942.6 km with application of this technique. The database received by results of inspection will be introduced in a control system of production assets of JSC Lenenergo. The Company submitted an application in the federal executive authority on intellectual property on obtaining a patent for the database. Issue of the patent is expected in Q1 2014.

Signaling Device of Relay Protection and Automatic Equipment (SD RPAE)

In Q3 2013 &D work “Development of signaling device of relay protection and automatic equipment (SD RPAE) for power lines 6–110 kV” was completed. SD RPAE developed within the project is intended for protection of air, cable and mixed air and cable power lines 6–110 kV in networks with effectively grounded or isolated (compensated) neutral.

SD RPAE provides comparison of signals from the combined filter DZL (DFZ) and accepted on the communication line on a phase and signal formation on power outage, duplex transfer of two discrete signals, control of serviceability of device and communication channel. The Company intends to put SD RPAE in operation on the facilities of substation # 88 – HES-15, substation # 40 – substation # 17, substation # 13 – substation # 14.

Mode of resistive neutral grounding of a power transformer

In Q3 2013 the standard “Guidelines at the choice of a mode of neutral grounding in electric networks of 6–35 kV” developed within performance of R&D work “Research of operation modes of network equipment at various methods of a neutral grounding and development of guidelines at the choice of the mode of a neutral grounding in electric networks 6–35 kV” (Order of JSC Lenenergo # 334 of 25.06.2013) was introduced in the Company.

In 2013 distributive networks 10 kV of substation 110 kV # 75 “Lakhta” and substation 110 kV # 155 of “Piskarevka” were completely transferred to resistive neutral grounding.

Within the project resistors with a size of active resistance 30 Om were installed on substation 110 kV # 75 “Lakhta” and substation 110 kV # 155 of “Piskarevka”. Besides, current transformers, equipment of relay protection and telemechanics were installed on all BCTSs.

Introduction of the mode of resistive neutral grounding of grid will provide automatic shutdown of connection with single-phase short circuit on the ground, lower the level of overvoltage and probability of damage of the electronetwork equipment, increase reliability of cables and other elements of grid, and prolong term of their operation.

Introduction of Smart Grid

Intellectual network (“smart” grid) is a qualitatively new condition of power electric networks which assumes integration of electric networks, consumers and producers of electric power within the uniform automated system. Smart Grid independently traces operating modes of all participants of the process of generation, transmission and consumption of electricity real-time. Getting online feedback via a multidivisional system of sensors, Smart Grid automatically responds to all changes occurring in the grid, making optimum decisions for accident prevention.

In 2013 JSC Lenenergo held a series of projects on expansion of the use of smart active and adaptive grid, including introduction of the automated information and measuring system of commercial electricity metering (AIMS CEM), implemented the target program on upgrade of the systems of telemechanics, installed reclosers in networks 6–10 kV, and performed a complex of works within the investment project “Complex development of electric networks of Petrogradsky district of St. Petersburg”.

Top

Инновации и НИОКР

Программа инновационного развития

В 2013 г. ОАО «Ленэнерго» продолжило реализацию программы инновационного развития на 2011–2016 гг., утвержденной Советом директоров в 2011 г. (протокол заседания Совета директоров № 2 от 29.07.2011) и скорректированной в 2012 г. (протокол заседания Совета директоров ОАО «Ленэнерго» № 8 от 27.08.2012).

На инновационные мероприятия в области повышения энергоэффективности, мероприятия в области освоения инновационных технологий и НИОКР в 2013 г. было выделено 2 782,1 млн руб., что на 66 % больше, чем годом ранее. Основной объем выделяемых средств приходится на инновационные мероприятия в области повышения энергоэффективности (2 421,9 млн руб. в 2013 г.).

Опытная эксплуатация инновационного оборудования

В 2013 г. Компания продолжила работы в области опытной эксплуатации инновационного оборудования.

Силовой трансформатор 110 кВ
c диэлектрической малогорючей жидкостью MIDEL


Производство – ООО «АББ».
Планируется к установке на ПС 110 кВ № 369
«Кораблестроительный институт».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ:
Снижение уровня угрозы для окружающей среды и повышение пожаробезопасности в городских условиях при эксплуатации силовых трансформаторов 110 кВ, повышение надежности электроснабжения потребителей.

Модуль PASS M0 H
(КРУЭ 110 кВ)


Производство – ООО «АББ».
Планируется к установке на ПС 110 кВ № 80
«Усть-Славянка».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ:
Уменьшение площади размещения оборудования 110 кВ, повышение надежности электроснабжения потребителей, снижение объема инженерных и строительных работ по монтажу оборудования на подстанции 110 кВ.

Микропроцессорные терминалы серии БЭМП РУ


Производство – ЗАО «ЧЭАЗ» (Чебоксары).
Планируется к установке на РТП 7935,
РТП 1917 филиала ОАО «Ленэнерго» «Кабельная сеть».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ:
Повышение надежности электроснабжения потребителей.

Комплектное распределительное устройство
КРУ 10 кВ «Элтима»
в блочно-модульном здании


Производство – ЗАО «Электронмаш».
Планируется к установке на ПС 110 кВ № 257
«Кронштадтская» филиала ОАО «Ленэнерго»
«Гатчинские электрические сети»

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ:
Повышение надежности электроснабжения потребителей.

Выключатели элегазовые типа ВГП-110-40/3150У1
с пружинным приводом и трансформаторы тока
элегазовые типа ТГФ-110


Производство – ОАО «Электромеханический завод».
Место установки – ПС 110 кВ № 484 «Рябово»
филиала ОАО «Ленэнерго» «Гатчинские электрические сети».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ:
Повышение надежности электроснабжения потребителей.

НИОКР

В 2013 г. ОАО «Ленэнерго» продолжило реализацию проектов в области НИОКР в соответствии с программой инновационного развития. Общий объем финансирования НИОКР за отчетный период составил 40,2 млн руб. (с учетом оплаты кредиторской задолженности).

Приоритетное внимание было уделено таким направлениям работы, как:

  • системные вопросы развития электрических сетей,
  • разработка вторичного оборудования подстанций,

включая средства защиты, управления, автоматики,измерений и мониторинга.

Приоритетные программы НИОКР

Метод лазерного аэросканирования ВЛ 35–110 кВ

В III квартале 2013 г. была закончена НИР «Разработка и применение методик оценки состояния электросетевого оборудования с применением современных инструментальных методов и лазерного аэросканирования для целей управления активами филиала ОАО «Ленэнерго» «Кингисеппские электрические сети» в рамках программы инновационного развития.

Метод лазерного аэросканирования позволяет оценить техническое состояние и получить 3D-модель воздушных линий электропередачи 35–110 кВ, что существенно сокращает время проведения аварийно-восстановительных работ. Компания провела обследование 118 воздушных линий напряжением 35–110 кВ общей протяженностью 1 942,6 км с применением этой технологии. База данных, полученная по итогам обследования, будет внедрена в систему управления производственными активами ОАО «Ленэнерго». Компания подала заявку в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности на получение патента на базу данных, Получение патента ожидается в 2014 г.

Устройство передачи сигналов релейной защитной автоматики (УПС РЗА)

В III квартале 2013 г. была закончена ОКР «Разработка устройства передачи сигналов релейной защитной автоматики (УПС РЗА) для линий электропередачи с напряжением 6–110 кВ». Разработанное в рамках проекта УПС РЗА предназначено для защиты воздушных, кабельных и смешанных воздушно-кабельных линий электропередачи 6–110 кВ в сетях с эффективно заземленной или изолированной (компенсированной) нейтралью.

УПС РЗА обеспечивает сравнение сигналов от комбинированного фильтра ДЗЛ (ДФЗ) и принятого по линии связи по фазе и формирование сигнала на отключение, дуплексную передачу двух дискретных сигналов, контроль исправности устройства и канала связи. Компания готовится ввести в эксплуатацию УПС РЗА на объектах ПС № 88 – Т ЭЦ-15, ПС № 40 – ПС № 17, ПС № 13 – ПС № 14.

Режим резистивного заземления нейтрали силового трансформатора

Во II квартале 2013 г. в Компании был введен в действие стандарт «Руководящие указания по выбору режима заземления нейтрали в электрических сетях напряжением 6–35 кВ», разработанный в рамках выполнения НИР «Исследование режимов эксплуатации сетевого оборудования при различных методах заземления нейтрали и разработка руководящих указаний по выбору режима заземления нейтрали в электрических сетях напряжением 6–35 кВ» (приказ ОАО «Ленэнерго» № 334 от 25.06.2013).

В 2013 г. распределительные сети 10 кВ ПС 110 кВ № 75 «Лахта» и ПС 110 кВ № 155 «Пискаревка» были полностью переведены на резистивное заземление нейтрали.

В рамках проекта на ПС 110 кВ № 75 «Лахта» и ПС 110 кВ № 155 «Пискаревка» были установлены резисторы с величиной активного сопротивления 30 Ом. Кроме того, на всех БКРТП были установлены трансформаторы тока, оборудование релейной защиты и телемеханики.

Введение режима резистивного заземления нейтрали сети позволит обеспечить автоматическое отключение присоединения с однофазным коротким замыканием на землю, снизить уровень перенапряжений и вероятность повреждения электросетевого оборудования, повысить надежность работы кабелей и других элементов сети, а также продлить срок их эксплуатации.

Внедрение интеллектуальной сети (Smart Grid)

Интеллектуальная сеть («умная» сеть) – это качественно новое состояние электрической сети, которое предполагает объединение электрических сетей, потребителей и производителей электроэнергии в единую автоматизированную систему. Интеллектуальная сеть в реальном времени самостоятельно отслеживает режимы работы всех участников процесса выработки, передачи и потребления электроэнергии. Получая обратную связь через разветвленную систему датчиков в режиме онлайн, интеллектуальная сеть автоматически реагирует на все изменения, происходящие в сети, принимая оптимальные решения для предотвращения аварий.

В 2013 г. ОАО «Ленэнерго» осуществило серию проектов по расширению использования интеллектуальной сети, включая внедрение автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ), реализацию целевой программы модернизации систем телемеханики, установку реклоузеров в сетях 6–10 кВ, а также комплекс работ в рамках инвестиционного проекта «Комплексное развитие электрических сетей Петроградского района Санкт-Петербурга»

Наверх